Innuleska (innuleska) wrote,
Innuleska
innuleska

Category:

Общаться с ребенком. Как? Конструктивный способ разрешения конфликтов

Цитаты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". Начало здесь.


Конструктивный способ разрешения конфликтов:

«Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок».


Сразу скажу, что этот способ основывается на двух навыках общения: активном слушании и «Я-сообщении».

Сам метод предполагает несколько последовательных шагов или этапов. Сначала перечислим их, а потом разберем каждый в отдельности.

 1. Прояснение конфликтной ситуации.

 2. Сбор предложений.

 3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

 4. Детализация решения.

 5. Выполнение решения; проверка.

Итак, первый шаг: прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.

Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения».

Как вы помните, выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Это очень ответственный момент. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам — о его. Проследите, чтобы ваше высказывание имело форму «Я-сообщения», а не «Ты-сообщения».

Например:

– Мне тяжело и обидно вести хозяйство одной (вместо: «Вы все взвалили на меня одну»).

– Мне трудно идти так быстро (вместо: «Ты меня совсем загнал»).

– Знаешь, я очень ждала этой передачи (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

Послать в конфликтной ситуации точное «Я-сообщение» важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка.

Коля, накопив денег, из тех карманных, что давали ему родители, решил истратить их на жвачку и марки. Однако родители хотели, чтобы вместо жвачки он купил себе какую-нибудь игру. Мальчик настаивал на своем, родители — на своем. Кончилось взаимными упреками, обидами, ссорой.

 Правы ли родители? Нет! Спросим, какая их личная потребность была бы ущемлена, если бы Коля купил жвачку? Да никакая! Значит, оснований для конфликта просто не было.

Второй шаг: сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

Третий шаг: оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

Четвертый шаг: детализация принятого решения.

Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться.

Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

Пятый шаг: выполнение решения, проверка.




Продолжение следует... Будем вместе учиться воспитывать детей :))

Tags: дети, мысли
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня была спокойная ночь, ни одной сирены. А знаете почему? С вечера то дождь, то снег, то снег с дождем, то дождь со снегом. И вообще наша…

  • (no subject)

    Доброе утро! Сейчас я поняла, какой глубокий смысл в этих словах! Ночь прошла и слава Богу! Вчера несколько раз была воздушная тревога, сегодня рано…

  • Снег!

    Нам щедро выдают снег, даже такая снегофанатка, как наша Кира, наконец-то удовлетворена :)))) В наличии и глубокие сугробы, и заснеженные деревья, и…

promo innuleska сентябрь 9, 2016 09:10 64
Buy for 40 tokens
Повторю свой пост двухлетней давности, дополнив его новыми хорошими фильмами. Всё перечисленное мы с детьми смотрели не по одному разу, некоторые разобрали на цитаты и просто нежно любим! :) 1. "Поллианна" (2003, Великобритания) Ну во-первых, эту книгу (Элеанор Портер…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments